Информация о совершенствовании механизмов реализации полномочий органами местного самоуправления Ульчского муниципального района
В последние годы принят ряд законов разного уровня, ориентированных на процесс упорядочения федеративных отношений в рамках формирования эффективного механизма реализации полномочий, возложенный на каждый уровень исполнительной власти в условиях существенного повышения роли органов местного самоуправления Российской Федерации в осуществлении государственной политики.
Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» поставлена задача повысить результативность действий исполнительной власти и эффективность использования ресурсов, которыми управляет государство с одновременным повышением прозрачности системы финансирования. В свою очередь это требует изменение принципов деятельности органов государственной власти в сторону результативной модели управления, в которой основной целью является приоритетность удовлетворения потребностей реципиента бюджетных услуг.
Структура целеполагания органов местного самоуправления, опирающаяся на имеющийся объем находящихся в их распоряжении полномочий, определена как обеспечение достойного качества жизни населения Ульчского района и приложения максимальных усилий для его повышения.
Приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления Ульчского района определяются социально-экономической политикой.
Стратегические приоритеты в сфере экономического развития:
- создание условий для интенсивного экономического роста;
- рост реальных денежных доходов населения;
- улучшение инфраструктуры жизнеобеспечения.
Стратегические ориентиры социальной политики:
- повышение уровня здоровья населения;
- обеспечение потребности населения в качественном образовании;
- обеспечение потребности населения в качественных услугах культуры и духовного развития;
- оказание содействия гражданам, оказавшимся в трудной ситуации.
Стратегические цели органов местного самоуправления прочно взаимоувязаны со стратегией комплексного социально-экономического развития района на долгосрочную перспективу, а также не дублируют функции, выполняемые вышестоящими органами власти.
Эффективность и результативность бюджетных расходов основывается на:
- переходе от текущего финансирования учреждения, оказывающего услуги, к финансированию самой услуги;
- определении целевых значений конкретных показателей;
- анализе текущей ситуации и выявление факторов, препятствующих достижению целевых показателей;
- планировании мероприятий таким образом, чтобы привести ситуацию как в целом, так и в отдельных ее аспектах в соответствие с наилучшими результатами, а значения показателей - в соответствие с их целевыми значениями. Увеличение расходов допустимо только при достижении опережающей динамики результатов, то есть при условии наращивания эффективности использования ресурсов.
Соблюдение целевого характера программ включает:
- согласование с системой целей более высоко уровня;
- включение расходов, направляемых на достижение определенной цели, в полном объеме;
- максимальное объединение схожих видов бюджетных услуг и пр.
(1) Механизмы и условия реализации полномочий органами местного самоуправления
Определенная работа проведена по внутренней организация деятельности органов местного самоуправления Ульчского муниципального района.
Нормативная правовая база, касающаяся деятельности органов местного самоуправления, расположенных на территории Ульчского муниципального района, приводится в соответствие с действующим федеральным и краевым законодательством (Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе», законом Хабаровского края от 25.07.2007 № 131-ФЗ «О муниципальной службе в Хабаровском крае»).
Документы, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления Ульчского муниципального района:
1. Устав Ульчского муниципального района Хабаровского края, принятый решением Собрания депутатов муниципального района от 22.04.2005 № 25.
2. Положение об администрации Ульчского муниципального района, утвержденное решением Собрания депутатов района от 10.02.2005 № 16.
3. Регламент администрации Ульчского муниципального района, утверждённым постановлением главы района от 10.08.2007 № 199.
4. Положение о Собрании депутатов Ульчского муниципального района хабаровского края, утвержденное решением Собрания депутатов от 10.02.2005 № 17.
5. Регламент Собрания депутатов Ульчского муниципального района Хабаровского края, утвержденный решением Собрания депутатов от 18.01.2005 № 9.
Структура администрации района утверждена решением Собрания депутатов от 21.12.2007 № 272 «Об утверждении структуры администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края».
В 2008 году внесено три изменения в Устав Ульчского муниципального района, два из них по бюджету, один – по внесению изменений в Устав, это связано с изменением в Федеральном Законодательстве, в соответствии с Федеральными Законами от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 18.10.2007 № 230 – ФЗ, 04.11.2007 № 253, от 08.11.2007, № 257 – ФЗ, от 08.11.2007 № 260-ФЗ, 10.06.2008 № 77-ФЗ, от 17.12.2001 № 173 – ФЗ, от 25.11.2008 № 222-ФЗ, от 03.12.2008 № 246-ФЗ.
Всего с 2005 по 2008 год принято 826 нормативно-правовых актов по вопросам реформирования местного самоуправления.
Все нормативно-правовые акты, принятые Собранием депутатов района подлежат обнародованию в районной общественно-информационной газете «Амурский маяк». В 11 из 18 сельских поселениях создан свой печатный орган («Информационный листок местного самоуправления»). Решения Собрания депутатов района, в соответствии с Уставом района по определенной схеме распределяются по сельским поселениям, где на местах распределяются по предприятиям и организациям. Таким образом, население района информируется о всех принятых в районе нормативных документах, а Советы депутатов имеют модельные документы, на основе которых имеют возможность принимать свои решения. Информационные листки обнародуются путем распространения на предприятиях и организациях. Во всех сельских поселениях в наиболее посещаемых местах установлены информационные стенды под названием «Информация и объявления» с разделом для информационного листка «Основы самоуправления». Процедура распространения опубликованных нормативно-правовых актов в сельских поселениях происходит по той же схеме, что и в муниципальном районе.
В целях изучения общественного мнения, выявления насущных проблем и оказания помощи органам местного самоуправления района ежегодно проводятся собрания граждан. На собраниях граждан заслушиваются отчеты глав сельских поселений, председателей Советов депутатов о проделанной работе, выступают руководители структурных подразделений администрации района. На всех Собраниях граждан присутствует глава района.
Контрольного органа в муниципальном районе нет, его функции возложены на Собрание депутатов Ульчского муниципального района. В рамках контроля за исполнением принятых решений в 2008 году, на заседаниях Собрания был рассмотрен ход реализации шести программ (Программа социально-экономического развития Ульчского муниципального района на 2007-2010 годы, программа «Жилье для молодых семей на 2007-2009 годы в Ульчском муниципальном районе», Программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ульчском муниципальном районе на 2007-2009 годы», Программа «Содействие развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Ульчском муниципальном районе на 2007-2010 годы», Программа «Об обеспечении государственных гарантий оказания гражданам Ульчского муниципального района бесплатной медицинской помощи и мерах по оптимизации коечной мощности и штатной численности медицинских работников лечебно-профилактических учреждений Ульчского муниципального района на 2007-2008 годы», Программа «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан»).
Также на заседаниях Собрания депутатов муниципального района заслушиваются отчеты руководителей структурных подразделений администрации района об исполнении собственных полномочий по решению вопросов местного значения, переданных государственных полномочий.
Вопросы реформирования местного самоуправления по мере необходимости рассматриваются на заседаниях рабочей группы, на аппаратных совещаниях, на Собрании депутатов, коллеги при главе района. Так, 30.06.2008 года на заседании Собрания депутатов района был рассмотрен вопрос «Об итогах выполнения Основных направлений деятельности органов местного самоуправления Ульчского муниципального района Хабаровского края за 2007 год и задачах на 2008 год по реализации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В администрации муниципального района, Собрании депутатов, администрациях сельских поселений оформлены обновляющиеся стенды с методическими разработками, документами по реформе местного самоуправления. В помощь главам сельских поселений создан банк модельных нормативных правовых актов, которые подготовлены в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.
В связи с тем, что в органах местного самоуправления сельских поселений района нет специалистов, осуществляющих юридическую экспертизу, администрацией Ульчского муниципального района проводится изучение изменений законодательства РФ, Хабаровского края. На основе правоприменения муниципальных правовых актов района и сельских поселений систематически осуществляется их совершенствование путем внесения изменений и дополнений. Проводится оказание практической консультативной помощи главам сельских поселений района по правовым вопросам в части Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», оказание методической помощи главам сельских поселений района при подготовке нормативных правовых актов о внесении изменений в Уставы сельских поселений.
К каждому сельскому поселению района прикреплены ответственные работники администрации района осуществляющие методическую помощь главам сельских поселений района по вопросам реформирования местного самоуправления.
Администрация района, Собрание депутатов внедряют в практику проведение опросов граждан с целью выявления мнения населения о работе органов местного самоуправления в муниципальном районе.
Администрацией района и Собранием депутатов района проводятся смотры-конкурсы на лучшую организацию работы администраций сельских поселений и представительных органов. Так, в 2008 году был проведен смотр-конкурс организационно-методической работы между сельскими поселениями и смотр-конкурс на лучшую организацию работы представительных органов сельских поселений района, посвященные 70-летию со дня образования Хабаровского края и 75-летию со дня образования Ульчского района.
Вместе с тем, муниципальным органам местного самоуправления, особенно муниципальным районам, невозможно обойтись без участия государственных органов власти в реализации основных направлений реформы.
Необходимо содействие государственных органов исполнительной власти через: оказание консультационной и методической помощи органам местного самоуправления, помощь во взаимодействии с регионами России по обмену опытом в сфере реформирования, проведении курсов переподготовки и повышения квалификации служащих по направлениям реализации реформ.
Также при реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, в частности в Ульчском муниципальном районе, сталкиваются с рядом проблем организационного характера:
1. Слабая активность населения в условиях постоянно меняющегося законодательства, равнодушное отношение к мероприятиям, проводимым в целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (например, слабая явка жителей на публичные слушания).
2. Слабо развитая инфраструктура района, большое расстояние между сельскими поселениями района (например, шесть сельских поселений района находятся на левой стороне р. Амур, в период осенне-весенней распутицы с ними отсутствует сообщение).
3. Не хватает квалифицированных кадров: отсутствие в администрациях поселений квалифицированных кадров для осуществления полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений; отсутствие на местах квалифицированных специалистов, способных работать в соответствии с новым градостроительным законодательством; не хватает квалифицированных кадров для выполнения функций по формированию, утверждению и исполнению бюджета поселений и др.
4. Штатные расписания администраций сельских поселений не предусматривают ставки юриста, что еще более осложняет работу администраций сельских поселений и представительных органов, юридический отдел есть только в администрации района. Особенно это актуально для представительных органов, т.к. большая часть депутатов не имеют высшего образования.
4. Недостаточно методического материала.
(2) Реализация полномочий в бюджетной сфере
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления Ульчского муниципального района реализованы организационные мероприятия для обеспечения собственной деятельности:
- создана двухуровневая система местного самоуправления, состоящая из 1 муниципального района и 18-ти сельских поселений;
- нормативная правовая база для подготовки и проведения муниципальных выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований;
- приняты и зарегистрированы Уставы муниципальных образований;
- проведено разграничение предметов ведения и полномочий между муниципальным районом и сельскими поселениями;
- проведено разграничение расходных обязательств, закрепление доходных источников в соответствии с объемом расходных полномочий.
Основным принципом реализации полномочий является ориентированность на результат.
В целях реализации Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в 2007-2008 гг. финансовым управлением, отраслевыми отделами, комитетами администрации района проводилась работа по разработке муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, возникшие в ходе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета муниципального района и контроля за его исполнением, а также управления муниципальным долгом района.
С 1 мая 2009 года в районе осуществляется переход на новую систему оплату труда работников муниципальных учреждений Ульчского муниципального района. Но данный переход не увеличивает рост заработной платы работников бюджетных учреждений, т.к. он осуществляется в пределах фонда оплаты труда утвержденного в бюджете района на 2009 год.
При формировании бюджета Ульчского муниципального района и бюджетов сельских поселений на 2008-2009 годы соблюдены требования нового бюджетного законодательства в части обеспечения принципа подведомственности расходов, означающего право получения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств получателями бюджетных средств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Во исполнение статьи 264.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации требований в 2008 году впервые проведена внешняя проверка годового отчета «Об исполнении бюджета Ульчского муниципального района за 2007 год». Проверка осуществлена постоянной комиссией по бюджету, финансовому регулированию и налоговой политике, социально-экономическому развитию Собранием депутатов муниципального района с подготовкой соответствующего заключения. В ходе внешней проверки годового отчета нарушений бюджетного законодательства не установлено и работа финансового управления администрации района признана удовлетворительной.
При формировании бюджета Ульчского муниципального района на 2009 год проведена работа по разделению расходных обязательств на действующие и принимаемые, параметры которых были отражены в пояснительных материалах к бюджету.
С 2007 года важным направлением по повышению результативности бюджетных расходов является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования. Бюджет Ульчского муниципального района и бюджеты сельских поселений составляются и утверждаются сроком на один год. Но до вынесения проекта бюджета на Собрание депутатов Ульчского муниципального района постановлением главы района утвержден Среднесрочный финансовый план на 2009-2011 годы.
В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного Кодекса РФ предполагается уделить особое внимание созданию нормативной правовой базы для разработки, принятия, исполнения и оценки ведомственных целевых программ.
В условиях реформирования муниципальных финансов, первостепенное внимание администрацией муниципального района уделяется вопросам развития доходной базы.
Для обеспечения поступления доходов в местные бюджеты на уровне муниципального района и поселений приняты все необходимые правовые акты, устанавливающие местные налоги и сборы, элементы налогообложения единым налогом на вмененный доход.
В рамках реформирования финансовых основ местного самоуправления значительную роль имеет эффективность политики налоговых льгот. В целях сохранения налогооблагаемой базы и исключения выпадающих доходов бюджета, политика муниципального района в области налоговых льгот строится по принципу их минимизации.
В полном объеме обеспечена сбалансированность бюджетов муниципального района и сельских поселений.
Важным направлением бюджетной реформы является совершенствование бюджетного процесса, техническое обеспечение и внедрение программного обеспечения в бюджетном секторе, обучение кадров. В рамках данных мероприятий проведен мониторинг технической обеспеченности бухгалтерских служб. Бухгалтерские службы обеспечены всеми инструментами бюджетного (бухгалтерского) учета: необходимой компьютерной техникой, программными продуктами «1С», «ПАРУС-бюджет», а так же методическим материалом по реформированию бюджетного учета. Но на сегодня очень проблемным остается вопрос – дефицит квалифицированных кадров финансовых работников. Для решения данного вопроса администрациям сельских поселений необходимо заключать договора с высшими учебными заведениями Хабаровского о целевой подготовке специалистов, но в администрациях сельских поселений на данные цели отсутствуют денежные средства.
Расходные обязательства консолидированного бюджета Ульчского муниципального района определяются с учетом их направленности на решение вопросов местного значения муниципальных образований, установленных статьями 14 и 15 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 10.05.2007 г.) и отдельных государственных полномочий, переданных в целях реализации принятых нормативных актов Российской Федерации и Хабаровского края.
Значения показателей анализируются в динамике за период с 2007 по 2011 годы. Доля межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в объеме доходов за 2007 -2009 годы превышает 70 %, в том числе в 2007 году – 75,6 %, 2008 – 71,3 %, 2009 – 72,4 %.
В объеме расходов консолидированного бюджета Ульчского муниципального района значительную часть составляет заработная плата с начислениями и ее доля постоянно растет, это, в свою очередь, неизбежно приводит к сокращению иных текущих расходов.
При этом рост заработной платы в текущих расходах бюджета, а также увеличение объема бюджетных расходов на оплату труда в целом не позволяет довести размер заработной платы в отраслях социальной сферы до уровня заработной платы в небюджетных отраслях экономики района.
Данные процессы формируются также в условиях постоянного снижения численности населения Ульчского муниципального района, обусловленного главным образом миграционным оттоком населения из района. К основным причинам оттока населения можно отнести неудовлетворительный уровень доходов населения (связанный с неразвитостью реального сектора экономки), высокие транспортные расходы на пассажирские перевозки до краевого центра, высокие тарифы и неудовлетворительное состояние сферы ЖКХ, низкое качество медицинских услуг и правоохранительной системы (не во всех населенных пунктах есть медицинские учреждения и представители правоохранительных органов), услуг связи и др.
Финансовая нестабильность большинства предприятий, отсутствие спектра альтернатив для самореализации и саморазвитие подталкивают большую часть молодежи, имеющую возможность получить образование в городах, не возвращаться в район (исключение, как правило, составляет специалисты, вернувшиеся по целевому направлению), а искать эти пути за пределами северных районов в целом.
Таким образом, миграционный отток населения напрямую связан с развитием социальной сферы:
- низкая заработная плата приводит к росту социальной напряженности (недовольство работников социальной сферы уровнем своей жизни);
- снижается качество бюджетных услуг в силу профессиональной неконкурентоспособности работников (низкая заработная плата, особенно для северных районов не обеспечивает привлечение и удержание квалифицированных специалистов).
Эти проблемы во многом обусловлены недостатками существующего механизма реализации полномочий, который опирается на унаследованные из прошлого управленческие технологии.
Во-первых, объективным обстоятельством, препятствующим эффективному осуществлению, возложенных на финансовые органы местного самоуправления, полномочий является высокий уровень бюрократизации, а именно загруженность специалистов на ответы по запросам о предоставлении идентичной информации и отчетности в различные вышестоящие органы власти. Кроме того, отсутствие программного обеспечения по планированию расходов бюджетных обязательств и эффективных методов повышения квалификации специалистов на местах приводят к неэффективному расходу рабочего времени, бюрократическим проволочкам, а главное перенагрузке специалистов, что в свою очередь сказывается на качестве анализа эффективности и прозрачности исполнения бюджетных расходов, оценке результативности и разработки эффективных методов планирования расходов бюджета.
Во-вторых, высокая степень бюрократизации принимаемых решений на более высоком уровне. Одним из примеров можно привести Приказ Министерства Финансов РФ № 145н от 25.12.2008 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ». Согласно Бюджетному Кодексу бюджет Ульчского муниципального района был принят 26.12.2008 г., а исполнение вышеозначенного Указа привело к необходимости вносить изменения и поправки в уже сформированный бюджет, что привело к неэффективному расходованию рабочего времени всего Финансового управления, поскольку, если бы данный указ был принят за несколько месяцев до окончания сроков формирования муниципального бюджета по Бюжетному кодексу, это бы позволило сэкономить рабочее время всех вовлеченных специалистов.
В-третьих, необходимо отметить слабость инструментов контроля эффективности бюджетных расходов, поскольку существующая система отчетности и контроля ориентирована на анализ соответствия затрат статьям бюджета, а не на достижение конкретных результатов.
Преодоление данных трудностей зависит от нескольких факторов:
- снижение уровня бюрократизации посредством составления унифицированной системы информационного отчета по доходам и расходам бюджета, повышения степени открытости бюджета путем размещения информационного отчета бюджета района и бюджетов сельских поселений на сайте администрации района, а также на сайте правительства Хабаровского края, а также установления информации, размещаемой на сайтах, в качестве первоисточника обращения за информацией для вышестоящих органов власти;
- организация ежегодных тренингов повышения квалификации специалистов на местах в отдаленных районах;
- разработка эффективных мер контроля исполнения расходных обязательств бюджета, позволяющих анализировать наиболее оптимальный с точки зрения затратности способ предоставления бюджетной услуги.
Для определения объемов расходов 2010 и 2011 годов применен индекс роста 6 % (2010 г. к 2009 г., 2011 г. к 2010 г.).
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
В соответствии с предоставленной динамикой показателей по отчетному периоду расходы по социальной сфере в 2007 году исполнены больше, чем в 2008 году в связи с полученными сверхплановыми собственными доходами в бюджет муниципального района.
Доля расходов на общее и дошкольное образование в общем объеме расходов консолидированного бюджета составляет от 33,6 % до 30,1 % (2007 год -33,6 %, 2008 – 26,9 %, 2009, 2010, 2011 гг. – 30,1 %). Расходы на оплату труда увеличиваются ежегодно. Расходы на оплату труда и начисления на оплату труда в расходах на общее и дошкольное образование составили по годам: 2007 – 52,9 %, 2008 – 66,7 %, 2009, 2010, 2011 – 68,2 %.
Доля расходов на здравоохранение в общем объеме расходов консолидированного бюджета составляет в разрезе пяти лет: в 2007 году -9,4 %, 2008 – 5,9 %, 2009, 2010, 2011 годах – 8 %. Расходы на заработную плату и начисления на нее в расходах на здравоохранение составили: в 2007 году – 28,6 %, в 2008 – 46,6%, в 2009, 2010, 2011 – 54,3 %.
Доля расходов на культуру в общем объеме расходов консолидированного бюджета составляет в разрезе пяти лет: в 2007 году -6 %, 2008 – 4 %, 2009, 2010, 2011 годах – 4,8 %. Расходы на заработную плату и начисления на нее в расходах на культуру составили: в 2007 году – 35,6 %, в 2008 – 55 %, в 2009, 2010, 2011 – 61,2 %.
Доля расходов на физическую культуру и спорт в общем объеме расходов консолидированного бюджета составляет в разрезе пяти лет: в 2007 году - 0,09 %, 2008 – 0,2 %, 2009, 2010, 2011 годах – 0,2 %. Расходы на заработную плату и начисления на нее в расходах на физическую культуру и спорт составили: в 2008 – 5,6 %, в 2009, 2010, 2011 – 7,3 %.
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Рост расходов консолидированного бюджета Ульчского муниципального района на жилищно-коммунальное хозяйство за 2008 год по сравнению с 2007 годом составил 93,8 %, снижение бюджетных ассигнований на 2009 год по сравнению с расходами 2008 года составило 45,1%.
Рост бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства объектов муниципальной собственности за 2008 год составил по отношению к 2007 году 343,5 %. Снижение бюджетных ассигнований на 2009 год по сравнению с 2010 годом – 99 %. Прогноз роста расходов бюджета на 2010 год по отношению к 2009 году – 6 %, прогноз роста расходов на 2011 год по отношению к 2010 году – 6%.
Расходы на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги за 2008 год выросли по сравнению с 2007 годом на 65,5 %, рост соответствующих ассигнований на 2009 год по отношению к 2008 году – 20,9%. Прогноз роста расходов бюджета на 2010 год по отношению к 2009 году – 6%, прогноз роста расходов на 2001 год по отношению к 2010 году – 6%.
Расходы консолидированного бюджета Ульчского муниципального района 2008 года на транспорт снизились по отношению к 2007 году на 59,5%. Рост соответствующих бюджетных ассигнований на 2009 год в сравнении с 2008 годом – 43,7 %. Прогноз роста расходов бюджета на 2010 год по отношению к 2009 году – 6%, прогноз роста расходов на 2011 год по отношению к 2010 году – 6%.
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Доля расходов на содержание работников органов местного самоуправления в общем объеме расходов консолидированного бюджета Ульчского муниципального района составила: в 2007 году – 11,2 %, 2008 г. – 10,6 %, 2009, 2010, 2011 гг. – 13 %. Из предоставленной динамики расходы на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя увеличиваются.
Нормативная правовая база по содержанию органов местного само¬управления на территории Ульчского муниципального района приве¬дена в соответствие с действующим законода¬тельством (законом РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», законом Хабаровского края от 25.07.2007 г. № 131-ФЗ «О муниципальной службе в Хабаровском крае»).
Проводится работа по определению структуры и штатной численности органов местного самоуправления с учетом рекомендаций и методики, утвержденной рас¬поряжением Правительства Хабаровского края и расчетом численности муниципальных служащих района, согласованной с первым заместителем на¬чальника главного управления территориальной политики, кадров и общест¬венных связей Губернатора и Правительства края, а также в соответствии с нормативно-правовыми актами района.
В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.08.2008 г. № 183 «О нормативах формирования расходов на содержание ор¬ганов местного самоуправления в Хабаровском крае» расходы на содержа¬ние органов местного самоуправления муниципального района и сельских поселений, расположенных на территории района в 2009 году утверждены в пределах установленных нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Ежемесячно проводится мониторинг номинальной начисленной заработной платы работников муни¬ципальных учреждений и в секторах экономики.
(3) Реализация полномочий в сфере земельной реформы, архитектуры и градостроительства
В районе также осуществляются мероприятия по проведению земельной реформы. Разграничение государственной собственности на землю планируется проводить по мере изготовления кадастровых паспортов. Кадастровые паспорта будут заказываться при наличии бюджетных средств в Ульчском муниципальном районе. Так в 2009 году планируется разграничить госсобственность на землю -10 % , в 2010 году- 50 %, в 2011 году- 100 % .
Ежегодно проводится оптимизация механизмов предоставления земельных участков в собственность и пользование. Администрацией района для автоматического формирования и ведения реестра земельных участков приобретено программное обеспечение «Барс» и для формирования схем расположения земельных участков ввода и определения земельных участков по координатам, приобретен картографический материал на программном обеспечении «МАПИНФО». Ряд муниципальных образований для своевременной обработки сведений о земельных участках и формирования наиболее полной налогооблагаемой базы по земельному налогу приобрели программный комплекс: «ЗУМО» и «Муниципальные образования».
Программному обеспечению необходима своевременная актуализация, которая предусматривает расходы из районного бюджета. При отсутствии средств невозможно их обновление.
Мониторинг доходов, поступающих от аренды земельных участков осуществляется регулярно. За 2008 год поступило арендной платы в бюджет в размере 19383,0 тыс. руб., в 2009 году планируются бюджетные назначения в размере 15412,0 тыс. руб., снижение в размере 3971,0 тыс. руб. или 20,5 %. Уменьшение бюджетных назначений объясняется сдачей ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», арендуемых земельных участков под временные площадки для складирования труб и размещения городков строителей. В последующие годы планируется рост бюджетных назначений на уровень коэффициента дефлятора, в 2010 году – 16071,0 тыс. руб., 2011 год - 17194,0 тыс. руб., рост составляет к уровню предыдущего года более 10%.
В соответствии с Законом РФ от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие земельного кодекса РФ», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления районов.
Муниципальным образованиям оказывается методическая помощь ежегодно. При разработке нормативных документов предоставляется им информация на бумажных и магнитных носителях. Проводятся семинары, на которых выдается раздаточный материал. На всякого рода запросы предоставляется письменный ответ.
В 2008 году Комитет по управлению муниципальным имуществом, как администратор доходов, обслуживался через Финансовое управление администрации Ульчского муниципального района, в 2009 году перешел на самостоятельное обслуживание в УФК через систему «СЭД». В дальнейшем администрирование доходов будет осуществляться через Федеральное казначейство.
Задачей муниципального управления в области земельных отношений является формирование с учетом законодательных и иных правовых предписаний земельного правопорядка, реализация через соответствующие органы управления программ рационального использования и охраны земель, осуществление земельного контроля за целевым и разрешенным использованием земельных участков, соблюдение правового режима земельных территорий, осуществление прав и обязанностей участников земельных отношений, соблюдение земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений.
Решение о предоставлении земельного участка принимается после проведения за счет заявителя работ по межеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Труднодоступность населенных пунктов, не развитая транспортная схема, отсутствие на территории района специализированной организации оперативно проводящей полевые работы, высокая стоимость проведения работ по межеванию, отсутствие в межрайонном отделе Роснедвижимости информационной базы данных о земельных участках, необходимость обращения в краевые органы Роснедвижимости значительно затягивает сроки (порой до года) предоставления земельных участков для индивидуального жилищного и иного строительства.
В рамках соглашений о передаче отдельных полномочий в области архитектуры и градостроительства от сельских поселений, в соответствии с постановлением главы Ульчского муниципального района ответственность закреплена за отделом капитального строительства и архитектуры администрации Ульчского муниципального района.
При выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию отдел руководствуется положениями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и постановления главы Ульчского муниципального района от 13.11.2006 г. № 310 «Порядок оформления разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию на территории Ульчского муниципального района».
Средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка до получения разрешения на строительство составляет 7 дней с момента получения от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство и необходимых документов. Сроки действия разрешения на индивидуальное строительство 10 лет, на иное строительство разрешение выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства.
Средняя продолжительность периода выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию составляет 7 дней с момента обращения застройщика с заявлением и необходимыми документами для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Постановлением главы Ульчского муниципального района от 07.07.06 г. № 176 утвержден Порядок деятельности комиссии по подготовке правил землепользования и застройки. Разработана и утверждена Решением Собрания депутатов Ульчского района от 31 марта 2008 г. № 333, Программа по обновлению и корректировке градостроительной документации на период 2008-2010 гг.
В соответствии с распоряжением главы района от 20.11.2008 г. № 1420-р администрация района приступила к разработке схемы территориального планирования Ульчского муниципального района, создана рабочая группа, разработан и утвержден постановлением главы района от 19.03.2009 г. № 15 «Порядок подготовки документов территориального планирования Ульчского муниципального района». Посредством муниципального заказа определена проектная организация для выполнения работ по разработке схемы территориального планирования Ульчского муниципального района на период 2008-2009 гг. Стоимость работ 3,65 млн. рублей. В стадии согласования и утверждения находится градостроительная документация Де-Кастринского сельского поселения, начаты работы по разработке градостроительной документации сельских поселений: «Село Богородское», Сусанинское СП, «Поселок Циммермановка». Стоимость работ от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей.
Проблемой для планомерного ведения работ по разработке градостроительной документации является отсутствие финансовых средств в бюджетах района и сельских поселений особенно, а также отсутствие достаточного количества проектных организаций, способных квалифицированно выполнять данные работы.
В 2003 году разработана и утверждена постановлением главы района от 20.02.2003 г. № 44 «Основные направления развития топливно-энергетического комплекса на 2002-2010 гг. и на перспективу до 2020 г. по Ульчскому району».
В соответствии с Законом Хабаровского края от 30.11.2006 г. № 321 «О порядке отбора инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения…» решением Собрания депутатов Ульчского района от 03.05.2007 г. № 175 утверждены инвестиционные проекты развития топливно-энергетического комплекса Ульчского района на 2008-2010 гг.
По 5 объектам, из них 1 объект муниципальной собственности, топливно-энергетического комплекса не соблюдены плановые сроки ввода в эксплуатацию. Ответственными по целевым показателям является КГУП «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ Хабаровского края». Данная ситуация по некоторым объектам сложилась из-за длительной процедуры оформления документов, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию.
В 2008 году завершено разграничение муниципальной собственности между Ульчским муниципальным районом и сельскими поселениями, входящими в его состав. В ходе разграничения, переданы в собственность поселений практически все муниципальные объекты жилищно-коммунального хозяйства района, кроме объектов, имеющих межселенное значение, а также жилищный фонд социального использования.
В полном объеме проведена техническая инвентаризация и государственная регистрация права собственности района на межселенные дороги общего пользования. Ведется техническая инвентаризация дорог и улиц, находящихся в границах населенных пунктов района.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого или среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», все объекты, назначение которых ранее признавалось несоответствующим полномочиям органов местного самоуправления района, и подлежащие в связи с этим отчуждению либо перепрофилированию, были включены в перечень муниципального имущества района, подлежащего использованию только в целях предоставления его во владение или в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. Данные меры позволяют сохранить в муниципальной собственности района большое количество объектов недвижимости, пополнить доходную часть бюджета за счет поступлений от арендной платы, сохранить рабочие места, а также привлечь инвестиции в экономику района.
В 2008 году завершено разграничение муниципальной собственности между Ульчским муниципальным районом и сельскими поселениями, входящими в его состав. В ходе разграничения, переданы в собственность поселений практически все муниципальные объекты жилищно-коммунального хозяйства района, кроме объектов, имеющих межселенное значение, а также жилищный фонд социального использования.
В полном объеме проведена техническая инвентаризация и государственная регистрация права собственности района на межселенные дороги общего пользования. Ведется техническая инвентаризация дорог и улиц, находящихся в границах населенных пунктов района.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого или среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», все объекты, назначение которых ранее признавалось несоответствующим полномочиям органов местного самоуправления района, и подлежащие в связи с этим отчуждению либо перепрофилированию, были включены в перечень муниципального имущества района, подлежащего использованию только в целях предоставления его во владение или пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. Данные меры позволяют сохранить в муниципальной собственности района большое количество объектов недвижимости, пополнить доходную часть бюджета за счет поступлений от арендной платы, сохранить рабочие места, а также привлечь инвестиции в экономику района.
(4) Реализация полномочий по муниципальному заказу
Для эффективного использования средств местных бюджетов проводится работа по управлению муниципальным заказом. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в целях обеспечения эффективного расходования средств бюджета Ульчского муниципального района, упорядочения процедуры формирования и размещения муниципального заказа определен уполномоченный орган по размещению заказов и ведению реестра муниципальных контрактов – отдел экономики и статистического учета администрации района, создана комиссия по контролю за размещением муниципального заказа. Также утверждены комиссия по размещению муниципального заказа, перечень муниципальных заказчиков - получателей бюджетных средств.
В рамках обеспечения информационной доступности о проводимых заказах, размещение муниципального заказа осуществляется с опубликованием всех материалов (извещений и документации) в районной газете «Амурский Маяк» и на официальных сайтах Правительства края и со второго квартала 2009 года – на сайте администрации муниципального района в сети Интернет.
На территории муниципального района действуют Правила принятия решений о заключении долгосрочных муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом, утвержденный постановлением главы муниципального района от 05.05.2008 г. № 111.
В 2008 году размещено муниципальных заказов по торгам и запросам котировок на сумму более 40 млн.рублей с учетом затрат на их размещение, экономия бюджетных средств при этом составила 3,3 млн.руб., т.е. эффективность использования бюджетных средств составила 8%.
Проблемы, связанные с исполнением данных полномочий, заключаются в следующем: включение НДС в начальную (максимальную) цену контракта, инфляция, плохое качество электронной связи при размещении информации в сети Интернет.
При размещении муниципального заказа в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ непонятна ситуация с НДС при участии лиц, не являющихся плательщиками данного налога. Согласно положениям Закона муниципальный контракт не может быть заключен на сумму, превышающую начальную (максимальную) цену, указанную в извещении. Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта должна включать все налоги и сопутствующие расходы. Если заказ проводится посредством аукциона и допущены к участию, как плательщик НДС, так и участник, использующий упрощенную систему налогообложения, выигрывает последний. Данное предприятие получает сверхприбыль за счет средств местного бюджета, т.к. контракт заключается по последней предложенной наиболее низкой цене, а фактически обоснованные тарифы с рентабельностью гораздо ниже. При этом, если бы в Законе №94-ФЗ было предусмотрено снижение цены контракта на сумму НДС для лиц, не являющихся плательщиками данного налога, расходование бюджетных средств стало бы действительно эффективным.
Другим существенным пробелом при реализации Федерального Закона № 94-ФЗ является положение о невозможности изменения цены контракта в течение срока его действия (за исключением 10-процентного изменения объема предмета контракта и, соответственно, его цены). При этом фактическая инфляционная составляющая значительно превышает все планируемые показатели, поставщики отказываются принимать участие в размещении заказа, увеличиваются случаи отказа от исполнения контрактов.
При размещении информации о заказах на официальных сайтах (извещений, документации, протоколов и реестра) в условиях плохого качества электронной связи остро стоит проблема своевременного размещения материалов. Для решения данной проблемы необходимо улучшение качества такой связи – расширение пропускной способности и установка нового оборудования оператором связи (в районе – ОАО «Дальсвязь»).
(5) Реализация полномочий в сфере предоставления образовательных услуг
На начало 2008/2009 учебного года в районе сложилась следующая сеть учреждений образования – общеобразовательная школа (2679 учащихся), в том числе 14 школ среднего образования (2131 учащийся), 4 школы основного образования (175 учащихся), 3 школы начального образования (20 учеников, из них в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 9 детей), детских дома в с. Богородское (87 воспитанников), пришкольных интерната (76 учеников), 9 учебно-консультационных пунктов (165 обучающихся).
Сеть классов в общеобразовательных школах составила 220 против 223 в 2007/2008 учебном году. Средняя наполняемость классов повысилась с 12,1 до 12,2 учащихся. Комплектование классов осуществляется согласно п. 25 «Типового положения об общеобразовательном учреждении», утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 и постановлению Губернатора Хабаровского края от 20.06.2006г. №116 «О формировании субвенций из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативов подушевого финансирования». Во всех школах района, кроме МОУ СОШ СП «Поселок Де-Кастри» (4 Б - 26 чел.), нет классов с наполняемостью выше нормы.
Одними из главных показателей состояния системы общего образования являются характеристики сети учебных учреждений:
1. Численность учеников на одного учителя;
2. Наполняемость классов;
3. Размер школ по численности учащихся.
Существующая в районе сеть общеобразовательных учреждений в целом соответствует сложившимся потребностям, однако, изменения в демографической ситуации привели к снижению наполняемости классов, увеличению количества малокомплектных школ и численности учеников на одного учителя. При этом сокращение численности учеников значительно опережает сокращение численности учителей. В связи с тем, что кадры - это наиболее затратные ресурсы (доля расходов на оплату труда составляет более половины расходов образовательных учреждений) увеличиваются расходы на содержание малокомплектных сельских школ. Вместе с тем, дальнейшая реструктуризация сети школ района невозможна из-за удаленности населенных пунктов и отсутствия транспортного сообщения.
В 2008 году итоговая аттестация проходила в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ. В школах нашего района всего 304 учащихся 9 классов, 277 учащиеся были допущены к экзаменам. По окончании итоговой аттестации 277 учащихся получили аттестаты об основном общем образовании и 21 учащихся получил свидетельства об окончании коррекционного класса.
В форме ЕГЭ одиннадцатиклассники сдавали 8 предметов. Всего допущено к экзаменам 208 выпускников 11 (12) классов, из них 4 ученика сдавали в щадящем режиме. 164 учащихся получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании.
Сеть дошкольных образовательных учреждений составляет 20 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и 2 муниципальных образовательных учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общее количество групп увеличилось по сравнению с прошлым годом на 2 и составляет 49 групп. Открыты дополнительные группы в ДОУ № 17 п. Де-Кастри и в ДОУ № 4 с. Булава.
Общее число детей в ДОУ района составило 912 детей, что больше на 27 детей по сравнению с 2007 годом (885 детей). Охват детей дошкольным образованием на 01. 09. 08 г. составляет 56,8 %, что меньше прошлого года на 1,7%. Причина уменьшения процента охвата в повышении рождаемости и низком охвате дошкольным образованием детей до 3-х лет. Средняя наполняемость групп составляет 18,6 человек. Число очередников на получение мест в ДОУ составляет 134 детей (2007г. - 190 детей). Число очередников несколько уменьшилось за счет открытия дополнительных групп в с. Булава и п. Де-Кастри. Наибольшее количество очередников в селах Богородское, Де-Кастри, Булава.
На 01.01.2009 г. года в учреждениях образования Ульчского муниципального района насчитывалось 524 педагога, из них: 378 руководителей, учителей и воспитателей в школах, 104 педагога дошкольного образования, 13 педагогов дополнительного образования, 29 педагогов детских домов.
Дошкольные учреждения, детские дома, центр внешкольной работы полностью укомплектованы педагогическими кадрами. В школах района дополнительная кадровая потребность существует, но за счет перегрузки учителей и привлечения педагогов других профилей эту проблему удается решить. В 2008 году существовала потребность в учителях английского языка (МОУ СОШ с. Санники, МОУ СОШ п. Тыр), математики (МОУ СОШ с. Киселевка, МОУ СОШ п. Мариинский рейд, МОУ ООШ с. Савинское), начальных классов (МОУ СОШ с.Дуди).
Средняя нагрузка учителя-предметника в районе составляет 19,5 часа и колеблется от 1 часа (учитель музыки школы-сада с. Кальма) до 36 часов в неделю (учитель математики МОУ ООШ с. Мариинское).
Все директора средних и основных школ имеют высшее образование, из 2 заведующих начальными школами-садами со средним профессиональным образованием одна получает высшее образование в ДВГГУ. Аттестованы на высшую категорию три директора - 15 %, остальные имеют первую квалификационную категорию. Всего в школах района работает 293 учителя. Из общего количества учителей 67 % имеет высшее образование, 3 % неполное высшее, 29 % - среднее профессиональное.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в конкурсе на лучшего учителя принял участие 1 педагог, в конкурсе на лучшее образовательное учреждение МОУ СОШ сельского поселения «Село Булава», школа вошла в число победителей конкурса.
Коэффициент текучести кадров за 2008 год невысок. За год уволилось 19 педагогов (5 %), из них на пенсию вышло 3 человека, 8 уехало из района на новое место жительства, 2 уволены по сокращению штатов, 6 - по собственному желанию. За год сменилось 4 директора (3 вышли на пенсию, 1 поменял место жительства) и 2 заместителя. Кадровое обеспечение системы общего образования Ульчского района остается стабильным.
По состоянию на 01.11.2008 года в районе функционирует 22 учреждения, осуществляющих дополнительное образование и воспитательную работу. Из них 14 средних общеобразовательных школ, 4 - основных, 3 - начальных, 1 - Центр внешкольной работы с общим охватом 2054 человека.
Охват обучающихся и воспитанников дополнительным образованием составляет 76,6 % от общего числа учащихся, в том числе в общеобразовательных учреждениях - 49 % (1312 чел.), в Центре внешкольной работы - 27,6 % (742 чел.).
Совместно с образовательными учреждениями района в 2008 году продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей уставную деятельность. В течение 2008 года были внесены изменения в Уставы образовательных учреждений района, но так как в законодательство об образовании постоянно вносятся изменения и дополнения, работы по внесению изменений и дополнений ведутся постоянно.
Соблюдаются графики прохождения лицензирования, аттестации и аккредитации, своевременно готовятся документы на право осуществления образовательной деятельности, (кроме МОУ СОШ с. Солонцы). Составлен перспективный план аттестации и аккредитации образовательных учреждений до 2013 года.
Из 44 здания учреждений образования района 13 зданий (30%) построены 40 и более лет назад (6 школ, 4 детских сада, 1 учреждение дополнительного образования).
В типовых зданиях располагаются 17 школ (81%) и 5 дошкольных образовательных учреждений (20%), остальные расположены в приспособленных зданиях. Из 44 учреждений 27 (61%) расположены в деревянных зданиях (12 школ, 14 ДОУ, 1 УДО). 4 образовательных учреждения расположены в аварийных помещениях.
Для подготовки образовательных учреждений были выделены средства из местного бюджета в размере 3359 тысячи рублей: на детские дошкольные учреждения - 1140 тыс. рублей, на школы - 2025 тыс. рублей, на пришкольные интернаты - 130 тыс. рублей.
Вместе с тем, в рамках улучшения качества предоставляемой общественной услуги в сфере образования необходимо:
- обеспечить качественную подготовку объектов образования к учебному году, безаварийную работу учреждений образования, своевременный завоз топлива, проведение энергосберегающих мероприятий;
- обеспечить разработку и систематизацию нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов в подведомственных образовательных учреждениях;
- организовать постоянный контроль за своевременным внесением изменений и дополнений в уставные документы образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством;
- разработать комплекс мер (организационные, контролирующие и методические), которые позволят обеспечить рост качества подготовки выпускников школ района;
- осуществлять систематический контроль за деятельностью образовательных учреждений по организации и проведению итоговой аттестации учащихся в традиционной форме и в форме ЕГЭ в соответствии с нормативными документами группы в детских садах для детей раннего возраста.
(6) Осуществление полномочий в сфере здравоохранения
Оказание лечебно-профилактической помощи населению Ульчского муниципального района в 2007-2008 годах осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края № 67-пр от 03.04.2007 г. и № 246-пр от 24.12.2007 г. «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи».
В целях рационального использования ресурсов здравоохранения и обеспечения оказания населению Ульчского муниципального района медицинской помощи в объемах, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края № 107 от 06.04.2007 г. «О заданиях для учреждений здравоохранения Хабаровского края по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2007 год» и № 10 от 14.01.2008 г. «О заданиях для учреждений здравоохранения Хабаровского по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год».
С мая 2007 года произведена реорганизация участковой больницы с. Булава муниципального учреждения здравоохранения «Районная больница № 1» с. Богородское в амбулаторию с. Булава. Сокращено штатное число коек в лечебно-профилактических учреждениях Ульчского муниципального района на 77 коек стационара дневного пребывания и произведено перераспределение коечного фонда лечебно-профилактических учреждений Ульчского муниципального района на основании Постановления главы района от 04.05.2007 г. № 123 «О реорганизации участковой больницы с. Булава муниципального учреждения здравоохранения «Районная больница № 1» с. Богородское в амбулаторию и изменении коечного фонда лечебно-профилактических учреждений Ульчского муниципального района».
В настоящее время медицинское обеспечение населения района осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями суммарной мощностью – 194 койки.
Объемы медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений района, работающих в системе обязательного медицинского страхования на основании нормативов министерства здравоохранения Хабаровского края перераспределены в сторону более дешевых, малозатратных для (ФОМС) технологии дневного стационара при поликлинике, стационаров на дому (нет расходов по питанию пациентов, уходу, мягкому инвентарю).
Приоритетными направлениями в работе комитета по здравоохранению района является реформирование системы здравоохранения района, направленное на повышение результативности и оптимизации расходов на оказание единицы медицинской помощи населению.
В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в Ульчском районе проведена реструктуризация системы здравоохранения:
- с 01.06.2005 года создан комитет по здравоохранению администрации Ульчского муниципального района.
- с 01.09.2005 года из состава центральной районной больницы выделен районный противотуберкулезный диспансер – юридическое лицо.
- с 01.01.2006 года созданы еще два юридических самостоятельных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения на основе бывшей центральной районной больницы.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 29.12.2004 г. № 234 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по организации специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях» с 01.01.2009 года переведен на финансирование за счет субвенций Хабаровского края бюджету Ульчского муниципального района МУЗ «Противотуберкулезный диспансер» с. Богородское.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 г. № 149 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» Постановлением главы Ульчского района от 01.04.2008 г. № 81 «О создании Булавинского социального отделения МУЗ «Районная больница № 1» с. Богородское для выхаживания и пребывания детей до 4-х лет, оставшихся без попечения родителей в Ульчском муниципальном районе» и создано стационарное учреждение здравоохранения для более качественного содержания и воспитания детей в возрасте до 4-х лет, оставшихся без попечения родителей, с финансированием содержания детей за счет субвенций Хабаровского края бюджету Ульчского муниципального района.
С целью обеспечения кадрового потенциала в районе ежегодно формируются заявки на подготовку специалистов здравоохранения.
В течение 2007-2008 годов в Дальневосточный государственный медицинский университет поступило 6 студентов.
В настоящее время с Дальневосточном государственном медицинском университете обучается 18 студентов - целевиков для ЛПУ района, из их числа 5 будущих педиатров, 12 врачей лечебников различных специальностей и 1 стоматолог.
В медицинском училище обучается 3 студента – целевика для ЛПУ района.
Для обеспечения необходимого объема оказания квалифицированной медицинской помощи населению в районе постоянно ведется работа по получению медицинскими работниками смежных профессий, повышению квалификации.
Квалификационную категорию имеют 26 % врачей, 16 % средних медицинских работника. Все врачи имеют действующие сертификаты специалистов по одной или нескольким специальностям.
С целью закрепления молодых специалистов (врачей, средних медицинских работников) в районе, комитетом по здравоохранению администрации Ульчского муниципального района разработана районная целевая программа «Целевая подготовка специалистов здравоохранения и о мерах по их закреплению в Ульчском муниципальном районе на 2008-2017 годы».
В ходе реализации Национального проекта «Здоровье» в 2006 году поступило диагностического оборудования и автотранспорта на сумму – 10,7 млн.рублей, что составило – 100% от запланированного.
В 2007 году кроме оборудования в район поступил санитарный снегоболотоход – всего на сумму – 10,2 млн. рублей, что составляет – 164% от запланированного.
Приобретено в 2008 году различного медицинского оборудования на сумму – 6697,8 тыс. рублей в том числе на средства:
-муниципального бюджета на – 1598,8 тыс.рублей;
-пилотного проекта на – 4398,5 тыс.рублей;
-национального проекта на – 654,9 тыс.рублей;
-федеральной программе по борьбе с туберкулезом на – 45,7 тыс.рублей.
В ходе реализации Национального проекта «Здоровье» в 2008 году произведены выплаты медицинским работникам на общую сумму – 12559,6 тыс.рублей.
В рамках реализации приоритетного Национального проекта «Здоровье» в Ульчском муниципальном районе в 2008 году проводился выездной цикл профессиональной переподготовки «Общая врачебная практика», на котором обучалось 5 врачей, проводилась также подготовка еще 4 врачей по программе «Общая врачебная практика» за счет средств краевого бюджета.
В ходе реализации Национального проекта «Здоровье» в 2007-2008 годы производилась вакцинация населения против гепатита «В», гриппа, кори, полиомиелита.
Проводились мероприятия по дополнительной диспансеризации работающих граждан, которой охвачено – 1101 человек.
В ходе реализации Пилотного проекта лечебно-профилактические учреждения района получили в 2007 году – 5,67 млн.рублей, за 2008 год – 8,36 млн.рублей. Это позволило значительно увеличить тариф на медикаменты; приобрести необходимое медицинское оборудование (стоматологические установки, рентгеновские аппараты, дезинфекционную камеру и т.д.).
В 2008 году в районе по программе дополнительного лекарственного обеспечения льготной группы населения (6172 человека относящихся к категории краевого уровня и 999 человек – льготников Федерального уровня) работали 5 аптек и 2 аптечных пункта.
(7) Реализация полномочий в сфере ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из наиболее социально-зна¬чимых отраслей экономики, представляющая сложный многофункциональ¬ный комплекс, который включает все виды услуг необходимые для обеспечения жизне¬деятельности населения и социальной сферы.
Федеральным Законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия поселений и муниципального района по вопросам местного значения, в том числе обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилых помещений, содержания муниципального жилищного фонда.
Во исполнение данного закона в 2008 году имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства района передан в сельские поселения.
Отсутствие в администрациях сельских поселений специалистов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства вынуждает поселение передавать на уровень муниципального района исполнение части своих полномочий.
Муниципальный район, не получая дополнительных средств, вынужден заниматься вопросами обеспечения поселений электрической и тепловой энергией, организацией централизованного завоза топлива для работы муниципальных электростанций и котельных.
Для выполнения переданных полномочий администрацией района приняты нормативные правовые акты, определяющие организацию в границах Ульчского муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
В настоящее время в Ульчском муниципальном районе жилищно-коммунальные услуги оказывают 15 многоотраслевых предприятий различной формы собственности. Доля негосударственных и немуниципальных предприятий составляет 20 %. При этом основными акционерами этих предприятий являются органы местного самоуправления. Учредителями муниципальных унитарных предприятий большей частью являются администрации сельских поселений (9 из 11 предприятий).
Смена собственника имущества не повлияла на результаты деятельности отрасли в целом. В 2008 году все предприятия района сработали с отрицательным финансовым результатом, убытки от основной деятельности составили почти 46 млн. рублей.
Такое положение дел не позволяет предприятиям жилищно-коммунального комплекса исполнять свои обязательства своевременно и в полном объеме, влечет за собой ухудшение качества услуг.
Острейшей проблемой отрасли является износ основных фондов, который достигает 80 % по различным объектам энергообеспечения. В результате - большие сверхнормативные потери в электрических сетях и как следствие неполученные доходы. За прошлый год сверхнормативные потери составили 15,6 % отпущенной в сеть электроэнергии, недополучено доходов в размере 76,9 млн. рублей.
Жилищно-коммунальное хозяйство района остается зоной низкой инвестиционной привлекательности, что приводит к отсутствию возможности провести масштабные капитальные ремонты и осуществить строительство новых объектов. Администрация района ежегодно за счет средств резервного фонда осуществляет финансирование работ по текущему и капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства. В 2007 году на эти цели было направлено 43 млн. рублей, в прошлом году – 8,2 млн. рублей. В 2009 году необходимо направить на данные цели не менее 28 млн. рублей.
На уровне ра
18.05.2009