Стандарт муниципального финансового контроля
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Контрольно-
счетной палаты при
Собрании депутатов
Ульчского муниципального
от05.02.2012 № 6
Стандарт муниципального финансового контроля
«Проведение экспертно-аналитического мероприятия
Контрольно-счетной палаты при Собрании депутатов
Ульчского муниципального района Хабаровского края»
1.Общие положения
1.1. Стандарт муниципального финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой при Собрании депутатов Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее - Контрольно-счетная палата) «Проведение экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой при Собрании депутатов Ульчского муниципального района Хабаровского края» (далее - Стандарт) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), СФК 102 «Проведение экспертно-аналитического мероприятия» утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации от 16 июля 2010 г. № 36К (738), статей 11, 15 Положения «О Контрольно-счетной палате при Собрании депутатов Ульчского муниципального района Хабаровского края », утвержденного решением Собрания депутатов Ульчского муниципального района от 16.09.2011 № 339 (далее - Положение «О Контрольно-счетной палате») и Регламентом Контрольно-счетной палаты.
1.2. Целью Стандарта является определение общих правил и процедур проведения Контрольно-счетной палатой экспертно-аналитических мероприятий.
1.3. Задачами Стандарта являются:
определение содержания, правил и процедур проведения экспертно-аналитического мероприятия;
установление общих требований к организации, подготовке к проведению и оформлению результатов экспертно-аналитического мероприятия.
1.4. Положения Стандарта не распространяются на подготовку заключений Контрольно-счетной палаты в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, осуществление которой регулируется соответствующими стандартами и иными нормативными документами Контрольно-счетной палатой.
2. Общая характеристика экспертно-аналитического
мероприятия
2.1. Экспертно-аналитическое мероприятие представляет собой организационную форму осуществления экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий Контрольно-счетной палаты в сфере муниципального финансового контроля.
2.2. Целями экспертно-аналитического мероприятия могут являться:
выявление причин отклонений от установленных показателей и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств бюджета Ульчского муниципального района (далее – районный бюджет) и связанных с ними последствий;
определение эффективности использования муниципальной собственности;
определение уровня финансовой обеспеченности проектов нормативных правовых актов и программ;
выявление последствий реализации нормативных правовых актов для формирования доходов и расходования бюджетных средств, а также использования муниципальной собственности;
определение последствий для районного бюджета отклонений основных показателей социально-экономического развития Ульчского муниципального района от прогнозируемых показателей;
подготовка предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков, совершенствованию бюджетного процесса, развитию бюджетно-финансовой системы и другим вопросам
2.3.Предметом экспертно-аналитического мероприятия могут быть:
расчетные данные прогноза социально-экономического развития Ульчского муниципального района на среднесрочную перспективу и другие документы, необходимые для составления проекта районного бюджета на очередной финансовый год;
расчетные данные проекта районного бюджета, в том числе его доходных и расходных статей;
документы, отражающие использование средств районного бюджета, муниципальной собственности, а также нарушения, отклонения и недостатки в бюджетном процессе, их причины и последствия;
данные годового отчета об исполнении районного бюджета;
установленные показатели районного бюджета;
проекты муниципальных нормативных правовых актов по финансово-бюджетным вопросам;
материалы и итоги проводимых контрольных мероприятий;
информация, получаемая Контрольно-счетной палатой по запросам от соответствующих органов и организаций;
материалы о результатах деятельности органов местного самоуправления;
данные статистической и бюджетной отчетности, иные документы и информация по вопросам, прямо или косвенно связанным с формированием и исполнением районного бюджета и регулированием бюджетного процесса.
2.3.Объектами экспертно-аналитического мероприятияявляются органы местного самоуправления (муниципальные органы), муниципальные учреждения и организации, и иные юридические лица, на которые в рамках предмета экспертно-аналитического мероприятия распространяются контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты, установленные Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края», Положением «О Контрольно-счетнойпалате»и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и муниципального района.
2.4. Экспертно-аналитическое мероприятие должно быть:
объективным - осуществляться с использованием обоснованных фактических документальных данных, полученных в установленном законодательством порядке, и обеспечивать полную и достоверную информацию по предмету мероприятия;
системным - представлять собой комплекс экспертно-аналитических действий, взаимоувязанных по срокам, охвату вопросов, анализируемым показателям, приемам и методам;
результативным – организация мероприятия должна обеспечивать возможность подготовки выводов, предложений и рекомендаций по предмету мероприятия.
3.Организация экспертно-аналитического мероприятия
3.1. Экспертно-аналитическое мероприятие проводиться на основании плана работы Контрольно-счетной палаты.
Датой начала экспертно-аналитического мероприятия является дата издания распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты о его проведении.
Датой окончания экспертно-аналитического мероприятия является дата принятия Председателем Контрольно-счетной палаты решения об утверждении заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
3.2. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основе информации и материалов, получаемых по запросам, и (или) при необходимости непосредственно по месту расположения объектов мероприятия в соответствии с программой проведения данного мероприятия.
3.3. Организация экспертно-аналитического мероприятия включает три этапа, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия;
проведение экспертно-аналитического мероприятия;
оформление результатов экспертно-аналитического мероприятия.
Подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия осуществляется в соответствии с распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты.
На этапе подготовки к проведению экспертно-аналитического мероприятия проводится предварительное изучение предмета и объектов мероприятия, определяются цели, вопросы и методы проведения мероприятия. По итогам данного этапа утверждается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия.
На этапе проведения экспертно-аналитического мероприятия осуществляется сбор и исследование фактических данных и информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с его программой. Результаты данного этапа фиксируются в рабочей документации экспертно-аналитического мероприятия.
На этапе оформления результатов экспертно-аналитического мероприятия осуществляется подготовка заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей предмета экспертно-аналитического мероприятия.
3.4. Общее руководство и координацию взаимодействия всех участников проведения экспертно-аналитического мероприятия осуществляет председатель Контрольно-счетной палаты.
3.5. Сотрудники Контрольно-счетной палаты обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе подготовки к проведению и проведения мероприятия сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.6.В случае возникновения необходимости к участию в экспертно-аналитическом мероприятии могут привлекаться специалисты иных организаций, сотрудники правоохранительных органов для оказания консультационной, информационной помощи по согласованию на безвозмездной основе.
3.7.В ходе подготовки к проведению и проведения экспертно-аналитического мероприятия формируется рабочая документация мероприятия, к которой относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от объектов экспертно-аналитического мероприятия, органов местного самоуправления (муниципальных органов), организаций и учреждений, а также документы (справки, расчеты, аналитические записки и т.д.), подготовленные сотрудниками Контрольно-счетной палаты самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации.
Сформированная рабочая документация включается в дело экспертно-аналитического мероприятия и систематизируется в нем в порядке, отражающем последовательность осуществления процедур подготовки к проведению и проведения мероприятия.
4.Подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия
4.1. Подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия включает осуществление следующих действий:
издание распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты о подготовке к проведению экспертно-аналитического мероприятия;
предварительное изучение предмета и объектов мероприятия;
определение цели (целей), вопросов и методов проведения мероприятия;
разработка и утверждение программы проведения экспертно-аналитического мероприятия.
4.2. Председатель Контрольно-счетной палаты издает в соответствии с частью 3 статьи 12 Регламента Контрольно-счетной палаты распоряжение о подготовке к проведению экспертно-аналитического мероприятия,в котором указываются:
сроки подготовки к проведению мероприятия;
ответственные исполнители подготовки к проведению мероприятия;
срок подготовки и представления на утверждение программы проведения мероприятия.
Форма распоряжения председателя Контроль-счетной палаты по подготовке к проведению экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении №1.
4.3.Предварительное изучение предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия проводится на основе полученной информации и собранных материалов.
Информация по предмету экспертно-аналитического мероприятия при необходимости может быть получена путем направления в установленном порядке в адрес руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия, органов местного самоуправления (муниципальных органов), организаций и учреждений запросов Контрольно-счетной палаты о предоставлении информации.
Форма запроса Контрольно-счетной палаты о предоставлении информации приведена в приложении № 2.
4.4. По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия определяются цели и вопросы мероприятия, методы его проведения, а также объем необходимых аналитических процедур.
Формулировки целей должны четко указывать, решению каких исследуемых проблем или их составных частей будет способствовать проведение данного экспертно-аналитического мероприятия.
По каждой цели экспертно-аналитического мероприятия определяется перечень вопросов, которые необходимо изучить и проанализировать в ходе проведения мероприятия. Формулировки и содержание вопросов должны выражать действия, которые необходимо выполнить для достижения целей мероприятия. Вопросы должны быть существенными и важными для достижения целей мероприятия.
4.5. По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия разрабатывается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, которая должна содержать следующие данные:
основание для проведения мероприятия (пункт плана работы Контрольно-счетной палаты);
предмет мероприятия;
объект(ы) мероприятия;
цель (цели) и вопросы мероприятия;
исследуемый период;
сроки проведения мероприятия;
состав ответственных исполнителей мероприятия (c указанием должностей, фамилий и инициалов руководителя и исполнителей мероприятия);
срок представления заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия на рассмотрение председателю Контрольно-счетной палаты.
4.8. Программа утверждается председателем Контрольно-счетной палаты.
Утвержденная программа в процессе проведения мероприятия, при необходимости, может быть изменена только по решению председателя Контрольно-счетной палаты.
Форма программы проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении №3.
4.9. В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего выезд (выход) на места расположения объектов мероприятия, по решению председателя Контрольно-счетной палаты, руководителям объектов мероприятия направляются соответствующие уведомления о проведении экспертно-аналитического мероприятия на данных объектах.
В уведомлении указываются наименование мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения мероприятия на объекте, состав группы исполнителей мероприятия и предлагается создать необходимые условия для проведения экспертно-аналитического мероприятия.
К уведомлению могут прилагаться:
копия утвержденной программы проведения экспертно-аналитического мероприятия (или выписка из программы);
перечень документов, которые должностные лица объекта мероприятия должны подготовить для представления лицам, участвующим в проведении мероприятия;
перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта мероприятия до начала проведения мероприятия на данном объекте;
специально разработанные для данного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Форма уведомления приведена в приложении № 4. Уведомление за подписью Председателя Контрольно-счетной палаты готовится на соответствующих бланках по указанной форме.
5. Проведение экспертно-аналитического мероприятия
5.1. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основе утвержденной программы проведения экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты о проведении экспертно-аналитического мероприятия
5.2. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с программой мероприятия осуществляется исследование фактических данных и информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия, полученных в ходе подготовки и проведения мероприятия и зафиксированных в его рабочей документации.
По результатам сбора и анализа информации и материалов по месту расположения объекта экспертно-аналитического мероприятия подготавливается соответствующая аналитическая справка, которая подписывается сотрудниками Контрольно-счетной палаты, участвующими в данном мероприятии, и включается в состав рабочей документации мероприятия.
5.3.По результатам экспертно-аналитического мероприятия в целом оформляется заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия, который должен содержать:
исходные данные о мероприятии (основание для проведения мероприятия, предмет, цель (цели), объекты мероприятия, исследуемый период, сроки проведения мероприятия);
информацию о результатах мероприятия, в которой отражаются содержание проведенного исследования в соответствии с предметом мероприятия, даются конкретные ответы по каждой цели мероприятия, указываются выявленные проблемы, причины их существования и последствия;
выводы, в которых в обобщенной форме отражаются итоговые оценки проблем и вопросов, рассмотренных в соответствии с программой проведения мероприятия;
предложения и рекомендации, основанные на выводах и направленные на решение исследованных проблем и вопросов.
Кроме того, при необходимости зпключение может содержать приложения.
Форма заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении № 5.
5.4. При подготовке заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия следует руководствоваться следующими требованиями:
информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия должна излагаться в заключения последовательно в соответствии с целями, поставленными в программе проведения мероприятия, и давать по каждой из них конкретные ответы с выделением наиболее важных проблем и вопросов;
заключение должно включать только ту информацию и выводы, которые подтверждаются материалами рабочей документации мероприятия;
выводы в заключении должны быть аргументированными;
предложения (рекомендации) в заключении должны логически следовать из выводов, быть конкретными, сжатыми и простыми по форме и по содержанию, ориентированы на принятие конкретных мер по решению выявленных проблем, направлены на устранение причин и последствий недостатков в сфере предмета мероприятия, иметь четкий адресный характер;
в заключение необходимо избегать ненужных повторений и лишних подробностей, которые отвлекают внимание от наиболее важных его положений;
текст заключения должен быть написан лаконично, легко читаться и быть понятным, а при использовании каких-либо специальных терминов и сокращений они должны быть объяснены.
5.5. Содержание заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия должно соответствовать:
требованиям Регламента Контрольно-счетной палаты, Стандарта и иных нормативных документов Контрольно-счетной палаты;
исходной постановке задачи, которая сформулирована в наименовании экспертно-аналитического мероприятия в плане работы Контрольно-счетной палаты;
программе проведения экспертно-аналитического мероприятия;
рабочей документации мероприятия.
5.6. Непосредственную подготовку заключения о результатах мероприятия осуществляет руководитель мероприятия.
Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия подписывается председателем Контрольно-счетной палаты.
5.7. Заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия, проведенными в соответствии с запросами (поручениями), направляется соответствующим адресатам, а также в органы местного самоуправления (муниципальные органы), организации и средства массовой информации, если такое решение было принято председателем Контрольно-счетной палаты.
5.8. При необходимости информирования главы района, Совета депутатов, о результатах экспертно-аналитического мероприятия по решению Председателя Контрольно-счетной палаты в их адрес могут направляться информационные письма Контрольно-счетной палаты.
Информационное письмо при необходимости может содержать просьбу проинформировать Контрольно-счетную палату о результатах его рассмотрения.
Форма информационного письма Контрольно-счетной палаты приведена в приложении № 6.